Ирагиоиское греческое сельское общество включает в себя следующие селения: Большая Ирага. Малая Ирага, Ивановка, Фтелен (Джиграшени) и Визировка. Жители вышеуказанных селений эллинофоны-выходцы из Трапезундской области. Там они проживали в селениях: Санда, Лархан, Калахкур и селении Кялямбур Гюмишханского округа. Указанные греческие селения расположены в недоступных высокогорных районах Трапезундской области. Часть греческого населения, доведенная завоевателем до отчаянного состояния, в особенности после поражения Российской армии в Крымской войне, была готова покинуть Родину навсегда. Желающие переселиться в пределы Российской империи, а именно на Кавказ, могли записаться в Российском консульстве города Трапезунда. В июне 1864 года греки из вышеуказанных селений Трапезундской области в числе 96 семей собрались в путь. Российским военным начальством было решено поселить их временно в пределах Цалкинского округа. Отмеченная группа переселенцев прибыла на место назначения в октябре того же года, где была распределена по разным селениям на временное проживание. Эта группа переселенцев оставалась в селениях Цалкинского округа более года.
Проживая временно на территории Цалкинского округа, греки-переселенцы выбрали из своей среды юверенных людей, которые занялись проблемами устройства своих доверителей. Весной 1868 года доверенные нашли пустующие земельные наделы, принадлежащие князю Баратову, и договорились о поселении доверителей на указанных участках.
Возвращаясь к периоду переселения этой партии греков, отметим, что часть поселенцев являлась выходцами из Аргиропольекого округа Эта часть греков приобщалась к мастерству горнорудного промысла на местных серебряных рудниках. Они сумели забрать с собой достаточное количество золотых и серебряных монет. Однако, большая часть их состояния была отнята и разграблена местным населением еще на территории Малой Азии. Продвигаясь на арбах, грекам предстояла долгая и изнурительная дорога. Они подвергались грабежу почти на каждом шагу. Не было предела издевательству над ними со стороны любых местных мусульманских банд и шаек. Часть взрослого населения пала от рук изуверов по пути следования на Кавказ. Несмотря на все трудности и опасности, переселенцам удалось привезти с собой некоторое число золотых чеканных монет. Благодаря этим деньгам, грекам данной группы так быстро удалось приобрести удобные земельные участки.
Заслуживает внимание то обстоятельство что большая часть взрослого мужского населения этой партии являлись мастеровыми каменотесных дел. Их квалификации завидовали многие еще на территории Грапезундской области Османской империи. Поэтому, когда доверенные нашли место для постоянного поселения, не все прибывшие семьи согласились на переезд туда. Мастеровые изъявили желание поселиться в городе Тифлисе и работать по специальности. Согласившиеся семьи, перейдя на указанные участки земли, обосновали свои новые деревни: Большую Ирагу, Джиграшени Ивановку и Телиановку. Все указанные деревни были объединены под общим названием «Ирагинское греческое сельское общество».
Итак, часть семей мастеровых обосновалась в городе Тифлисе. По этому поводу в нашем распоряжении архивный документ, который гласит следующее: «В 1864 году прибыли из пределов Османской империи в Цалкинский округ. Прожив там более года, весной 1866 года в числе 25 семей перешли в местность Ирага и обосновали своё селение. Однако на сегодня в наш семейный список включено всего 16 семей». Говоря об остальных девяти семьях, сошлемся на архивный документ от 15 мая 1873 года, где говорится: «Доверенные селения Ирага Константин Алиханов и Георгий Лазарев подчеркивают, что основной их промысел — сооружение православных церквей, устройство мостов, дорог и других хозяйственных и жилых строений. Ныне их общество занято строительством на Гуницкой площади города Тифлиса корпусного собора, откуда получают неплохое жалование, но условия их жизни остаются ненормальными из-за неустроенности, по непрочности оседлости места их жительства».
Многочисленные прошения греков наместником Кавказа были приняты с сочувствием и им было разрешено искать работу в городах, как временно-рабочим потому-то по официальным документам 70 80 ых годов постоянных жителей Ирагинского сельского общества оказывается гораздо меньше, чем было в списках, составленных в 1866 году. Например, греки мастеровые каменотесных дел: Георгий Лазарев, Харалампий Савоев, Иоанн и Харалампий Алихановы, Георгий Феодоров, Иоанн Апаноз Али оглу, Константин Алиханов причисленные со своими семьями в 1866 году к посемейные списки селения Ирага, в действительности работали и проживали в Тифлисе. Эти семьи раньше всех приняли Российское подданство и стали платить государственные и земские повинности Тифлисскому городскому управлению.
Итак, в селении Ирага в общей сложности поселились 25 семей греков, которые до марта месяца 1874 года ежегодно выплачивали 300 рублей серебром в год за пользование землей. В 1873 году по обоюдному согласию с князем, греки заключили особый договор о закупке ими определенных участков земель. За что прихожанам данного общества пришлось выплатить Саратову 11047 рублей 20 копеек серебром. Договор был закреплен крепостным актом, совершенным Тифлисским нотариусом Ключаревым II октября 1873 года. Тогда же новоприбывшие греческие семьи из Грапезундской области выкупили участок земли и на нем обосновали новое селение Малая Ирага.
Общеизвестно, что греки селения Большая Ирага, Ивановка и других выкупили земли у князя Баратова не за серебряные, а за золотые деньги. Однако, на этот счет архивные документы умалчивают. Везде в официальных архивных документах говорится о том, что князь Баратов продал эти земли за серебряные деньги. Это и ясно, он не был глупым, чтобы выплатить в государственную казну огромную сумму да еще золотом. Исходя из чего, вытекают три совершенно явные причины искажения реального положения дела:
1 . Выплата в казну большой суммы налога.
2 . Указанные земельные участки являлись казенными. а не частными.
3 . Боязнь окружающих воров и бандитов.
Оправдательным основанием всего вышеизложенного является официальный документ, составленный самим князем и жителями селения Ивановка, и. подтвержденный крепостным актом и печатью Тифлисского нотариуса, который сохранился не в архиве, а в церкви святого Павла, расположенной в центре селения Ивановка. В нем говорится «Первоначально селение Ивановка называлось Самадаант-карака. Однако, после выкупа земли, греки решили дать своей деревне греческое название — Кесандо. Данное слово означало первоначальное название Харацидисов. Но князь 3. Баратов заявил грекам, что он продаст землю им лишь при условии, если они назовут село именем его сына Ивана. Жители согласились, за что 3. Баратов простил им долг в сумме 25 рублей золотом.
Невыносимые тяжелые условия жизни греков в пределах Османской империи вызвали у жителей Ирагинского сельского общества сочувствие к своим оставшимся там родственникам и соотечественникам. Благодаря чему они изьявили согласие дать им возможность хотя бы на временное проживание в их селении. В связи с этим в данном районе Грузии в 70-е годы XIX века накопилось большое число беженцев из Трапезундкой области. Многие мастеровые каменотесных дел села Ирага были из числа новопереселенцев, не вошедших в посемейные списки общества.
Эта часть греков, не оставалась в стороне, стала принимать самое активное участие в общественной жизни сельского общества. Часть их стала строителями местной церкви, часть принялась за строительство дорог, мостов и других хозяйственных сооружений, наравне с постоянно проживающими. Благодаря этому, прихожане селения Ирага сумели к 1872 году на пожертвованные деньги выстроить православную церковь. Сверх того, в других деревнях данного сельского общества было возведено фундаментальных построек более чем на десять тысяч рублей серебром.
Жители селения Большая Ирага на развалинах старогрузинского селения обнаружили фундамент православной церкви, на котором в 1872 году выстроили новую церковь, которую освятил священник А. И. Карибов и дал ей имя Святой Богородицы (Харабинская Панагиа) Первым священником в упомянутой церкви Экзархом Грузии был назначен Александр Иорданович Карибов. В указанные годы жители селения Ирага обнаружили на развалинах старогрузинского селения другой фундамент православной церкви. Единогласно было решено собрать средства на восстановление этих развалин. Завершив строительство еще одной православной церкви, греки освятили её во имя Святого Победоносца Георгия. После этого ежегодно Прихожане данного села и всего общества 6 мая отмечают день святого Георгия.
На территории Малая Ирага, хотя юридическое признание данного села произошло лишь в 1873 году, жителями Ирагинского сельского общества строительство первой греческой церкви было начато сразу же после переезда и обоснования там. Греки приступили к строительству своей церкви на собственные средства в 1866 году, строительство было завершено в 1866 году. Данная церковь была освящена в указанный год священником Александр Иорданович. Карибовым во имя Пророка Ильи. Она является первой греческой церковью в исследуемом округе Грузии.
В стене этой церкви имеется камень с высеченной датой — начало XX века. Однако, указанная надпись не является датой строительства этой церкви, а временем капитального ремонта. В архитектуре ансамбля этой церкви таится труд и мастерство первопереселенцев — сандетов в данном уголке бывшей Тифлисской губернии. Именно здесь впервые стала звучать литургия для греков на родном языке.
Архивные документы начала 80-тых годов XIX века архивов Республики Грузии свидетельствуют о том, что «часть греков данного региона тогда готовилась к переезду в Карсскую область, а другая стремилась приобрести собственные земельные наделы» На этот счет в нашем распоряжении документ, составленный 4 марта 1883 года, по которому жители селения Ивановка заключили договор с князем 3. Баратовым о продаже им 528 десятин земли за 7500 рублей серебром.
Как отмечено выше, греки Ирагинского сельского общества, являясь отличными мастерами каменотесных дел, ездили по всему Кавказу, где имелось строительство объектов государственного, стратегического, гражданского и религиозного характера. Тем не менее они приуспели в строительстве у себя в деревнях нескольких замечательных каменных церквей. В селе Ивановка церковь, построенная на территории кладбища, возле которой поставлен надмогильный камень строителю данной церкви, где имеется надпись на греческом: «Память рабу Божьему строителю данной церкви Сандету Николаю Абрамову, сыну Пилидису, родившемуся в селе Санда Трапезундской области 21 августа 1855 года, усопшему в селе Ивановка 10 мая 1910 года». В расходной книге главной церкви, расположенной в центре села, имеется запись за 1897год, которая гласит: «Данная церковь является грузинской, на фундаменте которой за счет прихожан в 1876 году выстроена новая церковь. После обновления, греки заново освятили её и дали название во имя Святых Петра и Павла». Первым священником в этой церкви служил Александр Иорданович Карибов выпускник Тифлисской духовной семинарии. Он занимал эту должность до 1886 года. С 1 сентября того же года по личной просьбе он был переведен учителем греческого языка в Бешташенскую школу. С 1896 по 1904 год вновь исполнял должность священника в селении Ивановка. Вышеотмеченная греческая церковь Святых Петра и Павла первоначально была небольшая. Впоследствии прихожане решили перестроить эту церковь. Перестройка началась в 1915 году. Однако установление Советской власти не дало возможности завершения ее. Она так и осталась незавершенной. В первой четверти XX столетия в селении Ивановка мастеровыми из самого же села была выстроена церковь Святого Духа.
Селение Фтелен (Джиграшени) основано переселенцами из района Санда Трапезундской области в 1866 году. Однако это селение долгие годы оставалось юридически непризнанным. Оно было признано, как населенный пункт, в 70-е годы XIX века. В начале 70-х годов отмеченного века жители села Джиграшени выкупили у князя 3. Баратова земельные участки, после чего стали готовиться к строительству своей православной церкви. Первая церковь в этом селении была выстроена на ветхом фундаменте грузинской церкви и была освящена во имя Святого Иоанна Крестителя. При этой церкви прихожане открыли церковноприходскую школу, где дети обучались греческому языку и грамоте. В 1915 году в этом селении мастером каменотесных дел Агафангелом Караиланидисом была выстроена новая церковь, которая была освящена во имя Святого Харалампия. Упомянутый мастеровой выстроил эту церковь на личные средства своей семьи.
Помимо вышеотмеченных греческих церквей, прихожанами Ирагинского греческого сельского общества в XX веке были восстановлены некоторые ветхие грузинские церкви. Например, в 1958 году возле селения Визировка Христофор Кумулиди вместе с Георгием Параскевовым восстановили старогрузинскую церковь и она была освящена во имя Святой Варвары. Параскевов Георгий, являясь мастеровым каменотесных дел, взялся за строительство без оплаты. Он же вместе со своим товарищем Федором Топузиди в 80-е годы восстановили еще одну церковь возле селения Ивановка. Эта церковь известна под названием «Аналипси». Тогда на этой местности не было ни дорог, ни тропинок. Георгий Параскевов, как мастеровой, решил перевезти весь строительный материал для данной церкви на свои средства и на собственном ослике. Некоторые сведения, данные самими жителями Ирагинского общества, могут казаться читателям неверными Однако, суть не в том, кто выстроил эти церкви, а в том, что переселенцы являлись не просто христианами, а большими поклонниками родной ортодоксии. Все, что построено в исследуемом нами округе, является достоянием всей греческой общины.
Касаясь проблем просвещения и образования среди жителей данного общества, отметим, что прихожане селений, как и все греческое население других регионов Российской империи, являлись ревнителями просвещения и культуры. Благодаря чему во многих случаях, временем открытия школ у греков исследуемого округа считается дата начала действия местной церкви. Итак выстроив церковь, прихожане, по согласию на это священника, открывали в ней церковноприходскую школу. В этих школах дети изучали элементарные основы грамматики родного языка, Закон Божий, чистописание и рисование В некоторых школах дети обучались также рукоделию, основам мастерства каменотесного и плотничного дела.
Среди преподавателей конца XIX и начала XX веков, можно отметить священника Симеона Стамболиева и заведующего Ирагинской церковноприходской школы. Теория Васильевича Стамболиева Отмеченные представители интеллигенции долгие годы преподавали в указанной школе и сумели дать детям прихожан знания как в изучении родного языка, так и в приобретении нужных специальностей.
К концу XIX века почти все существующие церковноприходские школы общества были переделаны в светские, так называемые тогда — министерские. В нашем распоряжении архивный документ, который гласит о прошении заведующего Ирагинской школы Г. В. Стамболиева, поданном в 1904 году на имя начальника Борчалинского уезда, где говорится: «Ввиду призыва меня в ряды Российской армии, прошу начальство освободить меня от занимаемой должности и не оставлять мою семью на произвол судьбы». Такой характер содержания прошения станет нам ясен, если вспомним из истории России, что греков тогда стали забирать в армию и посылать на передовые позиции начавшейся тогда русско-японской войны.
Первая светская школа в селении Ивановка была открыта в 1897 году священником А. Карибовым. Лично А. Карибов преподавал в этой школе греческий язык и грамоту. Он продолжал преподавание в этой школе до 1908 года, когда он вновь был переведен священником в Бешташенкую церковь Святого Николая. Его место в Ивановской школе занял Николай Лавасов, прибывший из города Батуми.
Отсутствие среди жителей Ирагинского общества людей со светским образованием, часто вынуждало их приглашать в качестве преподавателей в открытые новые школы специалистов из других районов. Например в Ирагинской школе с 1909 года стал работать Панайот Челенгаров родом из города Александрополя. Директором упомянутой школы был Михаил Ксемидов. Из учителей отметим X. Христодулова и Алиханова из Ягдана. Ввиду открытия здесь светских школ, местное начальство постепенно стало вводить в них преподавание на русском языке. Исходя из чего, в 1908 году греческий язык в этой школе преподавался всего два часа в неделю.
В нашем распоряжении архивный документ Центрального государственного исторического архива Республики Грузия, в котором говорится, что жители Малая Ирага к 1928 году в своем селении имели одну церковь, в которой прихожане слушали литургию на родном языке. По приказу тогдашнего кандидата группы Коммунистической Партии Панайотова местные комсомольцы созвали свое собрание, где было принято решение выделить эту церковь под клуб для молодежи. Было решено закрыть церковь и запретить прихожанам посещать ее. Крестьяне-мастеровые, узнав об этом, предложили комсомольцам выстроить новое здание для клуба, а церковь оставить в покое. Однако комсомольцы, пренебрегая предложением жителей, готовились к штурму церкви. В пятницу, к десяти часам вечера священник Стамболиев, завершив литургию, закрыл двери и запечатал ее. Группа комсомольцев в тот же вечер в 11 часов взломала замок, вскрыла двери, вошла в церковь и стала разбрасывать всю церковную утварь, а верующих крестьян, которые старались оказать их действиям сопротивление, стали оскорблять. Тогда, на экстренно созванном комсомольском собрании, был составлен протокол об аресте их противников и заключении их в Белоключинскую темницу. Через некоторое время нескольким заключенным удалось сбежать. Они обратились с письменной жалобой к членам грузинского правительства того периода.
Так начался XX век для греков Ирагинского греческого сельского общества, которые, ради сохранения родного православия, покинули Родину. Кто мог предполагать, что их дети будут относиться к родной религии (идеологии), как крестоносцы к церквам Константинополя.
МЕНЯ ЗАВУТ ПАПУНИДИС АНАСТАС МОЙ ДЕДУШКА С ИВАНОВКИ
Уважаемый Папуниди!Очень похвально,что интересуетесь историей родного края и народа. Но при описании исторических фактов,как минимум надо хотя-бы ознакомиться с некоторыми историческими документами.
Так вот: Ивановка никогда официально не называлась»Кесяндо»
Никакой Баратов Ивановцам земли не продавал!!!(Имеется купчая где Баратов как продавец не значится)
Ивановка называлась ИОАНИНА!!!!! Это подтверждается документально Записью в Евангелии Ивановской церкви св Петра и Павла.
Визировка называлась Нео Хорио подтверждено записью в церковной книге.
Все документы сохранились.
Привет землякам — односельчанам!!! Я Дмитрий Топузиди из села Ивановка…рад буду услышать про кого-нибудь из Вас…мои контактные данные: моб.тел.: +79122456219, e-mail: dtopuzidi@mail.ru
Мои дедушка с бабушкой по линии матери родом из Ивановки.Топузовы Мария(Марушка) и Алексий.Жили напротив старого магазина,недалеко от родника.Мою мать зовут Мира,у неё есть две сестры-Нина и Лариса.Большой привет всем моим землякам,особенно родственникам.
Мой отец из Ивановки. Дом напротив родника. Дед — Сократ Петрович Хараджиев
Добрый день. Люди добрые, да и к злым могу обратиться, скиньте пожалуйста фото Ивановки, чем больше тем лучше! Заранее благодарю!
Grek005@mail.ru
Спасибо огромное автору этого замечательного материала! Я узнала очень много интересных фактов о своих предках. Мои бабушка и дедушка тоже из Ивановки.
Спасибо большое автору этого замечательного материала! Я узнала много интересного о своих предках, которые родом из Ивановки.
Уважаемый Панкрат говоря об архивном документе от 15.05.1873 года ,вы допускаете большие ошибки в именах.Не Константин Алиханов (он родился в 1877 году, это мой дедешка!)а его отец Стаθис АЛИХАНОВ.И не Георгий Лазарев ,а Костантин Панаетов.Именно они и были доверенные селения Ирага.Об этом написано в документе о кепле продаже ,и этот докемент хранится у Хараджиева Жоры который живет в Греции.
Уважаемый Панкрат, говаря об архивном документе от 15.05.1873 года,вы допускаете большие ошибки в именах.Не Константин Алиханов (он родился в 1877 году,это мой дедушка!)а его отец Стаθис Алиханов и не Георгий Лазарев,а Константин Панаетов были доверенние селения Ирага.Об этом написано в документе о купли продажи и этот документ находится в Греции у Хаджиева Жоры.Говаря о семьях тоже допускаете ошибки.В документе о купли продажи написано четко ,семьей было 11.Ихние фимилии-Стаθис Алиханов,Константин Панаетов,Харалабос Алиханов,Георгиос Лазарев,Харалабос Мурадов,Георгиос Полихронов,Николаос Хаджиоглу,Янис Хаджиоглу,Харалабос Мурадов,Саввас Шаманов,и Спиридон Папунов.Если вам интересно я могу вам выслать копию чтобы мы с вами не изменяли историю Ираги.А ЗА ВАШ ОГРОМНЫЙ ТРУД, СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ ВСЕХ ИРАГИНЦЕВ!
Привет землякам — Я Козмакис Ксандопуло сын Вениамина из села Ивановка…буду также рад услышать про кого-нибудь из Вас…мои контактные данные в Мюнхене тел.00 49 176 98 22 10 00, 00 49 157 81 4377 24; e-mail: bavaria-tyre@Hotmail.com