Предки греков проживающих в селении Опрети происхожденцы из Ахтальских и Алавердеких рудников Они, как известные промышленники горнорудных промыслов из города Гюмишхане (Аргирополис), прибывали в пределы Грузинского царства по личному приглашению царя Ираклия Второго. Основная масса рудопромышленников прибыла в Грузию в 1763 году. Царь Грузии Ираклий наделил греков мастеровых большими привилегиями. Однако, в конце ХУШ века местным армянам удалось уговорить царя и закупить по дешевке медеплавильные заводы греков С этого времени начинается резкое ухудшение экономического положения греческих мастеровых горнорудным промыслов Они вынуждены были искать выход из создавшегося трудного положения Свободные до этого греки-мастеровые оказались под двойным гне- том-общеимперского и местного начальства Хозяева стали принимать на работу в первую очередь армян, борчалинских татар из Казахской дистанции и персов выходцев из Ирана Греки ради физического выживания и сохранения национального происхождения были вынуждены покинуть рудники и, без никакого, разрешения на это, поселиться на самых диких и забытых всеми горных вершинах Борчалинской дистанции.
Впервые на этой местности греки появились в 1816 году Однако, официальная регистрация двадцати семей была произведена лишь в 1823 году. В период с 1816 по 1829 год шел процесс становления данного селения. Накопление там достаточного числа семей и письменные прошения, поданные жителями, способствовали тому, что в 1829 году местные власти признали Опрет, как новую единицу населенного пункта. Итак, селение Опрети было юридически признано, а жители были зачисленны в категорию казенных крестьян.
Как православные христиане, греки селения Опрет нуждались в исполнении правил ортодоксальных религиозных тайн. Однако, отсутствие средств на су-ществование не давало им возможности выстроить свою церковь Обнаружив на вершине холма у селения ветхие развалины грузинской церкви, решили восстановить эту церковь на скорую руку и исполнять тайны православия там. К восстановлению отмеченной церкви греки приступили в 1839 году, оно было завершено в 1841 году. Тогда же церковь была освящена во имя святого Великомученника Георгия. Из рапорта, поданного на имя местного начальства протоиереем Василием Андриановым-первым благочинным над греческими церквами Цалкинского округа, узнаем, что 31 мая 1841 года духовным отцом в селении Опрети был назначен священник Харитон Спиридонов.
Прихожане селения Опрет, думая о строительстве новой греческой церкви, стали поддерживать любую инициативу молодых людей в получении духовного образования Первым, который на территории Россий-ской империи поступил в Тифлисское духовное училище, был житель села Опрет-уроженец селения Авлиа- ни Трапезундского округа — Анастасиос Терзиоглу (Терзигиллер). Являясь сыном священнослужителя, Ана-стас еще в годы учебы в семинарии принял фамилию Папандопуло. После Харитона Спиридонова, священни-ком Опретской церкви святого Великомученника Георгия назначается А. Панандопуло. По достоверным данным он являлся исполнительным, честным, образованным священнослужителем. После службы в церкви, т.е завершая литургию, Анастас переодевался в одежду обывателя и решал проблемы своих односельчан.
Ряды прихожан селения Опрет впоследствии стали пополняться как переехавшими из Ахтала и Алаверди ,так и из пределов Трапезундской области. На этот счет в нашем распоряжении архивные документы, которые проливают свет на происхождение жителей селения Опрети. В одном из упомянутых документов говорится: «В 1854 году священником Опретской греческой церкви был назначен Николай Папандопуло, уроженец Трапезундской области Н. Папандопуло родился в 1822 году в деревне Авлиани Трапезундского округа. Его дед Димитрий и отец Лазар являлись священнослужителями в различных греческих деревнях Трапезундской области. Достоверные сведения о том, что Николай Папандопуло в 1854 году был назначен священником Опретской греческой церкви говорят о том, что к указанному времени греки данного села сумели выстроить свою церковь над полноводным родником в овраге в нижней части Опрети Эта церковь была освящена во имя святой Богоматери Марии.
Среди жителей Опрет было немало грамотных людей, но надо особо отметить жизнь и деятельность Соломона Папандопуло Соломон родился 5 мая 1860 года, в селении Авлиани Трапезундского округа, в бедной семье священника отца Спиридона. Ему было суждено сыграть важную просветительскую роль в жизни 100 тысячного греческого народа Кавказа, покинувшего когда-то отчизну и переехавшего туда. Это мыло время, когда в Османской империи, в стране первобытного варварства и произвола, где личная вражда феодалов за преобладание над жителями превращала в груды развалин и пепелищ многие цветущие христианские деревни, в том числе и греков. Они либо продавались в рабство, либо, спасаясь бегством, скрывались в горах, в глухих лесах и пещерах, когда христианское население насильно обращалось в ислам, и правосудие для всякого состояло в силе меча и суровой расправе с иноверцами. В греческой семье господствовали те же патриархальные нравы, какие и в настоящее время встречаются в лучших греческих деревнях: почтение к старшим, христианское благочестие, набожность, античная простота, тесные отношения между членами семьи. Школьное дело у греков Османской империи стояло не на надлежащем уровне из за запретов и пресследований со стороны османов Особых зданий в большинстве деревнях, расположенных в низменных местностях, нельзя было видеть. Обычно местом для проведения занятий была крестьянская изба, куда не проникал ни свет, ни воздух Учителя были в основном грамотными схоластами Орудием для воспитания являлись розга и линейка. Этот период в истории греческой школы в Анатолии известен под названием «Кайна схолея».
Возвращаясь к истории строительства церкви святой Марии, отметим, что она была выстроена на личные средства местного жителя Николая Хаширова. Во внутренней части в середине церкви установлены три каменные колоны, на которых были перекинуты специальные парчовые полотна, с вышитым образом Богоматери с младенцем, святого Лазаря и Христа, распятого на Кресте. Указанные полотна были привезены греками из Трапезунда и сохранялись в церкви до 1948 года. В отмеченный год все эти полотна вместе с ценнейшими иконами исчезли навсегда.
В 1867 году в селение Опрет переехала из Трапезундской области еще одна семья Терзи оглу-родственников священника Николая Папандопуло. В по-семейных списках села эта семья зарегистрирована под фамилией Папандопуло Спиридон. После переезда Спиридон сразу же был назначен священником в местной церкви, а его сын Соломон был определен в русскую школу в местности Белый Ключ (Аг Булах), где он научился говорить по-русски. Через год отец забрал Спиридона и обучал дома сам. Девятилетний Соломон затем поступил в низшую юнкерскую школу в Белом Ключе. В 1874 году он был определен во второй класс Тифлисского духовного училища, которое окончил в 1877 году.
После школы Соломон устроился священником в родном селении. Однако он не переставая думал о продолжении светского образования. Достав тайно от отца 10 рублей Соломон поехал в город Гори, вы держав экзамены среди лучших, был зачислен в студенты. Однако нужда заставила его оставить училище и вернуться домой. Затем он поступил в семинарию в Белом Ключе. Директором семинарии тогда был грек Дивари. С 13 ноября 1880 года Соломон начинает работать в Белоключинском нормальном училище. Здесь он проработал всего семь лет. За эти годы он был постоянным гостем студентов Тифлисской учительской семинарии, где проводил целые недели в кругу своих друзей. Пошли разговоры о том, что хотят послать его на учебу в город Трапезунд, но по неизвестным причинам этого не случилось. С первого сентября 1884 года Соломон был переведен в качестве смотрителя двухклассного училища в Ахалкалаки. Здесь он проработал до начала 1888 года. В указанный год он переезжает в Манглиси и начинает преподавать в двухклассном училище. С 15 августа 1893 года он переводится в Белоключинское нормальное училище. С этого времени он начинает вербовать учеников из Цалкинского округа в Манглисское училище. При нем гридцать процентов учеников были греки это в по рядке 25 человек. В течении 13 лет, пока он заведовал училищем, данное заведение закончило 113 человек, из них: русских-50, греков-51. армян-2, немцев-6, евреи-1, татарин-1 и один лезгин.
Касаясь деятельности отца Соломона, напомним, что он, как и сотни жителей Цалкинского округа, в восьмидесятые годы XIX века собрался в Карсскую область. Однако не суждено ему было жить там долго 28 августа 1887 года он вместе с семьей вернулся обратно в родное селение и продолжал служить в церкви. Соломон проводил большую пропагандистскую работу среди молодежи Цалкинского округа Благодаря его патриотизму, ему удалось убедить многих молодых людей данного округа, в важности поступления в различные училища и семинарии Грузии и Закавказья. По его выбору житель Опрети Иоаким Килимкаров в 1902 году окончил Закавказскую учительскую семинарию, в том же году был зачислен в Тифлисскую Гимназию.
Благодаря усилиям Соломона и его отца Спиридона Опретская церковь, приобрела надлежащий вид Она была оснащена привезенными из Трапезунда и из Константинополя иконами и различной ценной церковной утварью. Недаром в 1905 году в период армяно-азербайджанского конфликта жители села Опрети во главе с Христофором Ашиговым создали особый Комитет по охране церкви и церковного иму-щества, так как тогда участились воровство и грабежи церковных ценностей данного округа. Так, постепенно исчезали из греческой церкви селения Опрет мировые шедевры, привезенные самими греками, а кто знает, какой ценой они заплатили противнику за них.
В годы бурной деятельности коммунистов, церковь стала самым беззащитным объектом в государстве, местными властями было решено провести опись церковного имущества, ликвидировать их и закрыть её навсегда. Итак, 17 июня 1922 года в Опретской церкви святого Великомученника Георгия, при присутствии секретаря исполкома товарища Александра Эминова и псаломщика Ираклия Константиновича Килимкарова были описаны следующие ценности:
Потир серебряный весом 3/4 фунта — 72 золотника
— Звездница серебряная 1 /4 фунта — 24 золотника.
— Один диск серебряный — 36 золотников
— Лисица серебряна — 12 золотников
— Один крест серебряный настольный — 18 золотников
— Одна икона серебряная — 12 золотников.
Однако, жители селения Опрети лишились всех вышеперечисленных церковных ценностей так как они были вывезены, и никто не знает куда и зачем. Так стали исчезать древние шедевры из церквей Опрети в Советский период жизни села.
В 1902 году на средства народного пожертвования началось строительство еще одной церкви в центре села Опрет. Было решено выстроить эту церковь возле здания церковно-приходской школы. Указанная церковь была завершена в 1912 году. Освятив ее, дали ей имя святых Павла и Петра. Размеры ее составляли 8×12 метров. Она, как православная церковь, функционировала до 1922 года. С указанного года и до 1932 была превращена в клуб, точнее в «Дом культуры». В 1932 году было решено устроить в здании церкви склад различных сельскохозяйственных продуктов. Так продолжалось до 1940 года, Некоторые коммунисты на достигнутом не остановились, было решено вообще убрать здание церкви из центра села. Однако не были в силах разобрать стены. С большим трудом выдернули угловые обтесанные камни, а голые стены продолжали украшать село до 1969 года. Тогда было решено выстроить на месте церкви сельскую школу, при этом одна стена церкви стала составлять несущую стену упомянутой школы.
Итак, на месте святой обители в Опрети была выстроена школа, где дети греков с первого класса стали приобщаться к Великому русскому языку со строк: Дедушка Ленин, дорогой, Ты не умер, а живой. В итоге, прихожане селения Опрет, являясь в своем большинстве выходцами из Алавердских и Ахтальских медеплавильных заводов, были носителями греческого языка. Однако, некоторые внешние и внутренние экономические, политические и социальные условия вынудили их окончательно предать забвению родной язык и говорить на языке собственного гонителя. Так завершается 230-летняя Одиссея народонаселения селения Опрет, расположенного на горных вершинах бывшей Борчалинской дистанции в окружении татарского населения края.
opret
Греческое село Опрети. Реквием
Моему свекру Александру Попандопуло и всем, кто вынужден был покинуть
родные места не по своей воле, посвящается…
Александр Дмитриевич не вынес разлуки с РОДИНОЙ, умер в дороге…
Село ОпрЕти посреди засохших гор
Давно заброшено, безжизненно лежит.
И умер чей-то дом, тенистый сад и двор
Да ветры веют пыль на крепкий доломит.
Раскинул ветви обезумевший орех.
Зачем его сюда садИли на века?
Какой же тяжкий совершили греки грех?
За что ссыпАлась жизнь, как в яму скорлупа?
Домов покинутых чернеет пустота,
Оконных дыр бойнИцы болью бьют в упор.
А предков кладбище сразила немота.
За памятники время льет бемоль в минор.
Пророчим страшные картины наизусть:
Погибнет все — теперь ничто не сохранить.
И многим, в самом деле, все равно и пусть,
Когда приходится вот так — сплеча рубить.
Но общих предков тени скоро спросят нас:
Родной земли зачем кидали пясти в пыль
И кто когда забыл родной иконостас
В часовне, где святой Георгий победил?
Кларнет на свадьбах в звуках ШелохО звучал,
Детей в АйОр крестить носили всем селом.
Цвели поля, сады, родник как песнь журчал,
Соседей угощали пламенным вином.
Как дерево с корнями, ветхих стариков
Пытались выдрать из земли без топора.
Цеплялись те за остовы без маяков:
Не нужно было на чужбине им добра.
Гробы назад пытались в землю возвращать,
Затем решили: незачем туда возить,
На кладбище чужое ближе закопать.
Насильно разорвали вековую нить.
Кресты поникли, мрАчью камень потемнел.
Клянут ОпрЕтские могилы темноту.
И древняя часовня больше не у дел.
Родник слезами изольется в пустоту.
Браво !!! Очень много интересного узнала из описания исторического села и его населения !!! Родина моего отца ,и значит и моя !!!Спасибо за информацию
Спасибо за статью! Мои предки из Опрети! Только не поняла почему русский язык считается языком гонителей? Ведь напротив, греки спаслись от турков в Российской империи. Коммунисты были гонителями церквей и в России.
Речь не о русском языке, а о турецком, все в Опрети знали и говорили на турецком языке, от сюда и выражение «язык гонителя».
В этих краях греки появились ёще с 1796-97 годов из Алаверди и Мадан после нашествия Ага-Махмед Хана который полностью разрушил рудники и горно-обогатительные заводы края. Народ убегал кто-куда. (в том числе и на Цалку 16 семей). В Алаверди из целого города осталось только 23 жителя.